Вторая глава


Вторая глава "Основные формы религиозных воззрений, отраженных в эпосе "Гэсэр" посвящена сюжетной коллизии религиозных представлений, отраженных в эпосе. Особенность Я (эго) была замечена уже на ранних этапах развития человечества и послужила основанием для возникновения таких понятий как "душа", "дух". Возникновению этого Я, естественно, способствовало и многое другое, в том числе контакты с окружающим миром, непонятным и подчас враждебным. Для первобытного человека душа являлась универсальной сущностью, имеющей многообразные связи со всем окружающим миром. Она испытывает на себе влияние всех живых и неживых предметов и стихий природы, которые богато представлены в эпосе,  и, в свою очередь, может воздействовать на все, что ее окружает. Это давало человеку основание обращаться непосредственно к земным стихиям с различными просьбами, пожеланиями, а в случае необходимости и активно вызывать их. Этим объясняется то, что в эпосе много призываний, молитв, воскурений, обращенных к различным божествам. В эпосе много мифологических и фантастических элементов, зооморфных персонажей, элементов оборотничества, магии и волшебства.
У протобурят существовал культ животных. Они были охотниками и потому тотемами у них были представители животного мира. Представлена и религиозная магия. Зародился культ предков. Обнаруженные археологами в погребениях кружки-диски, кольца, а также эпос свидетельствуют о существовании культа неба и солнца, существовали и другие культы. Большое место в духовной жизни протобурят занимали шаманские представления. Пришедший значительно позднее буддизм потеснил устои шаманства. Началась борьба между этими двумя религиозными направлениями. Поскольку эпос "Гэсэр" несет на себе отпечаток шаманских воззрений  в силу своего архаического происхождения, то буддийское духовенство не всегда относилось к нему благосклонно, если выразиться мягко. Это подогревалось и отрицательным отношением к эпосу крупного деятеля буддизма  XVIII в. Сумба-хамбо Дорждашийн Ишбалжир (1704-1788), монаха из Гонлунского монастыря (см. Ц.Дамдинсурен. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957; В.Э.Раднаев. У истоков монгольской литературной критики. – "Народы Азии и Африки", 3, М., 1976, с.176-177). Буддийские элементы в эпосе носят характер не вполне органичных вплетений, напластований. Сущность "Гэсэра" остается политеистической, имея в виду различные культы ранних сообществ.
В отношении борьбы между шаманизмом и буддизмом можно сказать, что буддизм осуществлял весьма широкое наступление на духовные основы традиционного общества. Следует отметить, что буддистам нелегко было состязаться с шаманами в практике "душеведения", которая была главенствующей  областью шаманской профессии. Тем не менее, буддийские включения все же присутствуют в эпосе, которые легко отграничить, проведя контент-анализ  дискурсного характера.
В работе приведены фрагменты текста, содержащие мифологические элементы, а также элементы магии, волшебства, шаманства. Приведены примеры ламаистской обработки текста, которые, как нам представляется, остаются чужеродными напластованиями.
Таким образом, духовная первооснова героического эпоса монгольских народов характеризуется своей политеистической сущностью. Эпос в своей духовной архаике вобрал в себя мифилогические, волшебно-магические, анимистические, шаманские и другие культовые черты древнего религиозного синкретического сознания монгольских племен.
Большое место в эпосе занимают шаманские элементы. Шаманизм возникает в бесклассовом обществе, в более развитом обществе он обычно смешивается с другими религиозными системами и проявляется лишь в фрагментарных и измененных формах, уже прошедших стадию адаптации.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.