Вторая глава "Основные формы религиозных воззрений, отраженных в эпосе "Гэсэр" посвящена сюжетной коллизии религиозных представлений,
отраженных в эпосе. Особенность Я (эго) была замечена уже на ранних этапах
развития человечества и послужила основанием для возникновения таких понятий
как "душа", "дух". Возникновению этого Я, естественно,
способствовало и многое другое, в том числе контакты с окружающим миром,
непонятным и подчас враждебным. Для первобытного человека душа являлась
универсальной сущностью, имеющей многообразные связи со всем окружающим миром.
Она испытывает на себе влияние всех живых и неживых предметов и стихий природы,
которые богато представлены в эпосе, и,
в свою очередь, может воздействовать на все, что ее окружает. Это давало
человеку основание обращаться непосредственно к земным стихиям с различными
просьбами, пожеланиями, а в случае необходимости и активно вызывать их. Этим
объясняется то, что в эпосе много призываний, молитв, воскурений, обращенных к
различным божествам. В эпосе много мифологических и фантастических элементов,
зооморфных персонажей, элементов оборотничества, магии и волшебства.
У протобурят существовал культ животных. Они были
охотниками и потому тотемами у них были представители животного мира.
Представлена и религиозная магия. Зародился культ предков. Обнаруженные
археологами в погребениях кружки-диски, кольца, а также эпос свидетельствуют о
существовании культа неба и солнца, существовали и другие культы. Большое место
в духовной жизни протобурят занимали шаманские представления. Пришедший
значительно позднее буддизм потеснил устои шаманства. Началась борьба между
этими двумя религиозными направлениями. Поскольку эпос "Гэсэр" несет
на себе отпечаток шаманских воззрений в
силу своего архаического происхождения, то буддийское духовенство не всегда
относилось к нему благосклонно, если выразиться мягко. Это подогревалось и
отрицательным отношением к эпосу крупного деятеля буддизма XVIII в.
Сумба-хамбо Дорждашийн Ишбалжир (1704-1788), монаха из Гонлунского монастыря
(см. Ц.Дамдинсурен. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957; В.Э.Раднаев. У
истоков монгольской литературной критики. – "Народы Азии и Африки",
3, М., 1976, с.176-177). Буддийские элементы в эпосе носят характер не вполне
органичных вплетений, напластований. Сущность "Гэсэра" остается
политеистической, имея в виду различные культы ранних сообществ.
В отношении борьбы между шаманизмом и буддизмом можно
сказать, что буддизм осуществлял весьма широкое наступление на духовные основы
традиционного общества. Следует отметить, что буддистам нелегко было
состязаться с шаманами в практике "душеведения", которая была
главенствующей областью шаманской
профессии. Тем не менее, буддийские включения все же присутствуют в эпосе,
которые легко отграничить, проведя контент-анализ дискурсного характера.
В работе приведены фрагменты текста, содержащие
мифологические элементы, а также элементы магии, волшебства, шаманства.
Приведены примеры ламаистской обработки текста, которые, как нам
представляется, остаются чужеродными напластованиями.
Таким образом, духовная первооснова героического эпоса
монгольских народов характеризуется своей политеистической сущностью. Эпос в
своей духовной архаике вобрал в себя мифилогические, волшебно-магические,
анимистические, шаманские и другие культовые черты древнего религиозного
синкретического сознания монгольских племен.
Большое место в эпосе занимают шаманские элементы. Шаманизм
возникает в бесклассовом обществе, в более развитом обществе он обычно
смешивается с другими религиозными системами и проявляется лишь в фрагментарных
и измененных формах, уже прошедших стадию адаптации.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.