Методические рекомендации

Методические рекомендации по обучению молодых сказителей
Факторы, которые облегчают сложную кропотливую работу по овладению текстовым материалом "Гэсэра", который весьма обширен, следующие: познавательный интерес ученика; художественно-эстетическая привлекательность; "артистизм" самого материала; легкость и непринужденность звукообраза, органики стиха; знание будущим сказителем общих фоновых сведений, социальных и экстралингвистических реалий; ожидание близкого успешного результата; целенаправленная плановая и  дозированная работа; соответствующая помощь и консультации, включая фонозаписи; предоставляемая возможность выступать перед студенческой, школьной аудиторией с фрагментами эпоса.
Конечной целью обучения сказительскому мастерству является помимо всего прочего овладение языковым материалом. Необходимо формирование языковых навыков, без которых невозможно развитие качественных языковых и речевых умений. Всегда существует необходимость интенсификации учебного процесса, которая предполагает достижение максимально качественных результатов в заданное программой время. Это невозможно без рациональной организации работы слушателей, представляющей собой познавательную деятельность, выполняемую студентами как под руководством преподавателя на занятии, так и по специальной программе во внеаудиторное время с учетом практических целей по овладению сказительским мастерством, психологических особенностей обучаемых, их интересов и уровня соответствующей подготовки. Учебно-методические пособия по сказительскому мастерству на основе Гэсэриады, к сожалению, отсутствуют. Поэтому необходимо разработать систему тренировочных упражнений по целенаправленному формированию языковых и мнемонических умений.
В процессе обучения речевой деятельности учебный материал усваивается всегда определенными дозами и владение им должно быть доведено до уровня умения. Умение же основано на речевых навыках: произносительных, лексических и грамматических, которые в процессе речевой деятельности слиты воедино и неразрывно. В соотвествии со спецификой речевых навыков как автоматизированных операций при выполнении речевых действий (умений) и согласно последовательности основных этапов формирования навыков выделяются три этапа (С. Ф. Шатилов).

I. Ориентировочно-подготовительный.

Обучаемые знакомятся с дозированным материалом и выполняют первичные речевые операции по образцу, начитанному диктором. Создается ориентировочная основа как необходимое условие для последующего формирования навыка.

II. Стереотипизирующе-ситуативный этап.

Начинается автоматизация постоянных компонентов речевого действия, тренируемые языковые явления остаются константными, повторяющимися без существенных изменений. Процесс автоматизации речевых операций состоит в их стереотипизации путем многократного выполнения этих операций.

III. Ситуативно-варьирующий этап.

Цель этого этапа – дальнейшая автоматизация речевых операций и формирование гибких свойств навыка. В целом на двух последних этапах создается психофизиологическая основа динамического речевого стереотипа.
С целью экономии учебного аудиторного времени возникает вопрос о рациональной организации самостоятельной работы обучаемых. Учащимся желательно работать в режиме самотренировки с использованием фонозаписей, осуществленных профессионалами. Первичному закреплению способствуют имитационные упражнения, призванные оставить следы нового материала в речедвигательном анализаторе обучаемых. Желательно, чтобы учащийся записывал свое исполнение на магнитофон и сравнивал с образцом, это удобно и для контроля со стороны преподавателя.
Для успешного овладения речевым материалом произведения необходимо наличие знания его идейной и идеологической направленности, дискурсного компонента, образа жизни героев, языкового материала. Можно рекомендовать обучаемому обратиться к главе II диссертации, чтобы ознакомиться с идеологическими установками эпоса "Гэсэр". Дискурсный анализ осуществлен на протяжении всей диссертации, в особенности в главе I о символике и знаковой природе эпоса. Дискурс эпоса позволяет понять подтекст, имплицитный уровень высказываний. Глава III дает возможность ознакомиться с бытовыми зарисовками, традициями, образом жизни героев. Глава IV дает знания о непосредственно художественно-поэтическом материале эпоса.
Вероятно, подспорьем в обучении будет осознанный подход к тексту с мнемонической установкой. Здесь поможет знание статистических выкладок, произведенных диссертантом.
Анализ показал, что примерно 20% всего текста эпоса или одна пятая часть повторяется. Также повторяются имена, которые составляют примерно 10% текста или одну десятую часть. Повторы текстообразующих элементов составляют приблизительно 2%. Таким образом, повторяется одна треть улигера. Это – весьма значительная часть.
Следует добавить, что повторяются также топонимы и другие слова, которые можно ориентировочно назвать лексикой эпоса "Гэсэр", дополнительно к тем, которые рассмотрены в диссертации. Таким образом, процент рекурентных единиц значительно возрастает, что способствует более высокому уровню активизации материала, т.е.его запоминанию. В Приложении приводится список  повторяющихся фрагментов текста (4.1.), некоторых топонимов (4.2.), дополнительной лексики (4.3.) и текстообразующих элементов (4.4.).

Примерная схема обучения

I этап. Теоретическая работа

Вначале обучаемый тщательно знакомится  с общей идеей, символикой, образом жизни героев, поэтикой и связями текста "Гэсэра", которые предоставляет настоящая диссертация и другие источники. После получения теоретических знаний экстралингвистического характера, а также хуожественно-языковых можно перейти к систематической и регулярной работе по запоминанию и воспроизводству текста под руководством профессионала, знающего теорию и практику сказительства, обладающего знаниями в области вокальной и инструментальной музыки.

II этап. Практическая работа

Сначала выполняется фонетическая отработка материала, в первую очередь антропонимов, топонимов, дополнительной лексики, текстообразующих элементов (см. Приложение 4). Затем отрабатывается текстовый (языковой и речевой) материал, приведенный в тексте всей диссертации в разных ее частях, главным образом, примерах и образцах. Следует отметить, что диссертантом предлагается очень богатый и разнообразный материал по тексту, сопровождающийся соответствующим комментарием, что весьма важно. Затем отрабатываются рекурентные фрагменты текста (см. Приложение 4.1.). Параллельно с фонетической отработкой элементов текста, следует знакомиться с содержанием всего текста в целом для получения общего представления о содержании эпоса. После овладения произносительными и интонационными (напевными) навыками, можно приступить к работе по запоминанию текста. Это – очень сложная работа. В первые годы сказительства молодой рапсод может пользоваться специальными эстетично оформленными карточками-подсказками, ориентирующими в поворотах событий той части произведения, которую он должен рассказать за определенный отрезок времени, весь эпос за один "прием" рассказать невозможно.

Предварительные рекомендации по технике запоминания

Каждая лексическая единица, словосочетание или сверхфразовое единство повторяется минимум семь раз, каждый раз на более высоком техническом уровне. В первый день рекомендуется выучить приблизительно 1000 п.зн., постоянно наращивая объем на одну или более строк. Каждый такой отрывок повторяется 2 раза в день в течение 8 дней или 8 раз в день в течение 2 дней. Но следует иметь в виду, что во второй день берется уже новый отрывок наряду со старым, т.е. каждый день добавляется новый отрывок в течение пяти дней в неделю, два дня ученик отдыхает для физиологического усвоения и закрепления заученного материала.
Преподавателю рекомендуется разработать рабочую программу, рабочий план или технологическую карту, поурочный план учебных занятий в соответствии со своими задачами, уровнем подготовки ученика, ТСО,  продолжительностью и объемом учебного курса.

III этап. Воспроизводство

На этом этапе осуществляется перенос всех полученных знаний в реальную практику общения со слушателем, что требует уже иных качеств от сказителя, связанных  с многогранной творческой работой художника-артиста.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.