Третья глава



Третья глава "Бурятские эпические традиции и обычаи" посвящена бурятским традициям и символическому образу Гэсэра, который является носителем традиций бурятского народа.
Традиционным занятием бурят была охота, затем разведение скота: крупного рогатого скота, овец, коз, но при этом охота не потеряла своего значения: "Адуу малаашье эрьебэб, Агнан тагнаншье ябабаб!", говорит один из героев. Очень часто герои эпоса говорят:  "Адаhанай мяхан хашараажа, Ангай мяха hануулба.  Алтай ехэ дайдадаа  Абалжа гарахамни!" –  "Надоело домашнее (скотское) мясо, Хочется дичи. Поеду поохотиться На широких просторах Алтая!" Большое место в жизни протобурят занимали битвы с эпическими  персонажами,  зачастую олицетворением  грозных природных сил, например, с Гал Нурман ханом - стихией огня. Перед описанием битвы дается подробное описание одежды, оружия и доспехов героев.  Большое место в жизни людей занимали состязания, например, при сватовстве. После успешного сватовства был большой пир,  который  длился девять дней,  на десятый гости разъезжались по домам, при встрече добрых приятелей шла долгая беседа, так что на воде выступала  пена,  на камне вырастала трава. В эпосе дается подробное описание жилища бурят. Есть и юрта, и деревянные, и каменные дома, что свидетельствует об эволюции и самого произведения.
На этом фоне разворачиваются события эпоса. Из описания эпизодов и событий по крупицам можно извлечь сведения о привычках, обычаях и традициях монгольских народов, в частности, бурятского.
Как обычно, день начинается с приведения себя в порядок, гигиенической процедуры мытья: "Саада yглоониинь бодожо, Нюур гараа угааба. Yhэ зyhэеэ татаба".
Встают они быстро, вскакивают с постели: "hуг харайлдан бодобо" (Альфор, с.296).
Затем идет описание завтрака: "Эрээн мyнгyн остоолдо Идеэлэнэ бэлэйл даа, Улаан мyнгyн остолдоо Ундан сайяа табижа Идеэлэжэ зугаалажа Эбэл зэбэл идеэлэжэ Эхир хэхир зугаалаhаниин тэрэ гэлэйл" (М.Имегенов, с.109).
Спать ложатся в мягкую постель, как легкие: "Боро хоног шара набша болбол даа. Обоо зоолyн орондоо, Уушха зоолyн хyнжэлдоо Оролсожо унтана бэлэйдаа (М.Имегенов, с.109). - "Когда серые сумерки желтой листве уподобились, В постель свою пышную, мягкую, под одеяло, как легкие, мягкое лег спать" (М.Имегенов, с.315). Все приятное, мягкое, пышное ассоциируется на физическом уровне с легкими животных.
Некоторые герои эпоса имеют привычку курить, которая подчас является культовым обрядом -вознесением тэнгриям табачного дыма в виде подношения-пожертвования. "Хариин шэнээн дааhанда Хансуйн шэнээн хyдэhэн - hээ Багса улаан тамхашии Утхажа байбал даа. Зуруур мyнгэн хэтэдээр Зуран сахин аhаалдажа татаба" (М.Имегенов, с.90) - "...Трубкой своей размером с берцовую кость Из кисета размером с рукав Зачерпнул крепкого табаку, Серебряным огнивом-кресалом Высек огонь, и они закурили" (М.Имегенов, с.297).
Каждый вариант эпоса характеризуется своими особенностями, отражающими развитие эпоса, идущее параллельно с дальнейшим развитием общества, о котором он повествует. Чем выше социальное развитие, чем более цивилизованным становится общество, тем сложнее, богаче и красочнее повествование, композиция, структура и язык эпоса, тем разнообразнее стилистические и поэтические средства и образы.
В тексте встречается упоминание многих обычаев, дошедших до наших дней или в какой-то степени забытых. Гостей приглашают на западную сторону юрты, которая считается почетной. Объясняется это следующим обстоятельством. Существовало динамическое равновесие между парными природными противоположностями: правой-левой, передней-задней сторонами пространства, мужской-женской половиной общества, добром-злом, силой-слабостью, белым-черным и другими оппозициями. Правая, передняя стороны пространственной ориентации представлялись мужскими, светлыми, активными проявлениями, отрицательные (левая, задняя стороны, ширина, холод и т.д.) - женскими, темными, пассивными. Юрта делилась на правую (мужскую) и левую (женскую) половины, мужчины сидели по кругу справа, женщины - слева, при этом мужчины сидели с подогнутой под себя левой ногой, а женщины - с подогнутой под себя правой ногой.  Правой рукой подносили чарку с напитком, преподносили подарки и вообще совершали любые значимые жесты.  (см.  Михайлов, с.105). Так, в эпосе приглашают: "Дээшэ hуугты!" - "Садитесь выше", т.е. на почетную, правую сторону.
Своеобразно приветствие друг друга при встрече: "Ута гараар золгожо, Уран хyyрээр ушарба" - "Длинными руками приветствуя друг друга [налагая руки поверх вытянутых рук хозяина или младшего по возрасту или чину] Ладно разговаривали".
Существовали своеобразные речевые формулы, которыми буряты обменивались при встрече: "А вы, парень, из какой вы долины, Какого хана вы парень?" (М.Имегенов, с.273). В эпике колыбельная родина ассоциируется с конкретной местностью, "долиной", старейшиной рода-племени.
Обращение, подчас весьма церемонное, но всегда почтительное: "Хоёр hайхан аханарни" - "Два моих хороших брата"; "Хаан баабай" - "Уважаемый отец"; "Абай ехэ баатарни" - "Могучий мой батор" (обращение к мужу); "Байта ехэ баатарнууд, Абай ехэ мэргэшyyл" - "Могучие баторы, почтенные мудрецы".
Люди в эпосе очень приветливы, гостеприимны, угощают гостя самым лучшим, что есть в доме: "Эдеэнэй дээжые табюулжа, Умданай хатууе барюулжа, Урдынхиhаа нааша дурдажа, Удхалан hуужа зугаалба". - "Поставили самое лучшее из еды, самое крепкое из напитков, Вспоминали былое, перебирая старое, разговаривали".
Бурятская земля богата хорошими обычаями. Они свидетельствуют об уважении к своему быту. В эпосе есть тщательно выписанные зарисовки на первый взгляд незначительных привычек героев, но очень органичных для их носителей. Например, такая деталь как открывание двери, переступание через порог и выход на крыльцо выписана с такой тщательностью, что вырастает до уровня вербальной картинки.
В старину существовал обычай уважительного отношения к мужчине как носителю положительных начал, олицетворению силы и мощи рода, главе семейства, поэтому строго запрещалось перешагивать через него или через его пояс, ремень. Это находит свое отражение в эпосе: одна из персонажей его упрекает подруг, которые перешагнули через спящего старика:"Yбгэн хggе яахай алхабта" (П.Петров, с.143)- "[Нарушив женский обычай], Через старика почему вы перешагнули?" и сама обходит его стороной.
Это также находит подтверждение в следующем эпизоде. Когда бесы-альбины хотели навредить Гэсэру, они девять раз перешагнули через пищу, которую готовили для него.
Также существует строгий обычай не вносить в дом мясо ночью, поскольку это чревато нежелательными последствиями.
Большое значение имела задушевная беседа. Разговор вели степенно, с почтением и достоинством, неторопливо, с паузами, не перебивая друг друга, выбирая слова.
Общение членов рода-племени играло большую роль в жизни бурят. Этому придавалось первостепенное значение. Любили ездить друг к другу в гости, для гостя всегда был припасен лакомый кусочек, а иногда и обильное угощение. Праздники, пиры устраивались на славу, с завидной щедростью.
Герои эпоса ласково относятся к коню как к верному спутнику и преданному другу. Они постоянно заботятся о нем. Трогательное отношение к коню явствует из многих эпизодов эпоса. Об этом говорит также и описание ритуальной четкости движений при посадке на коня.
Гости при приближении к дому обычно ведут себя почтительно.  Зоодэй-Мэргэн батор едет к Гэсэру за помощью. Приблизившись к его дворцу, он преклоняет с почтением колени и кланяется, зажигает огонь.
Отношение к вновь прибывшему очень щепетильное, если не сказать, весьма жесткое в определенных случаях. Беспощадны друг к другу в случае допущения ошибки в поступках. Трепетное отношение к детям показано во многих эпизодах. Поскольку наличие детей считалось благодеянием, буряты отдавали своего ребенка в дети, если у просящих не было своих детей, которые бы продолжили род. Иногда ребенка отдавали родственникам, если у самих не было возможности воспитать его в хороших условиях.
Отношение к делу, к своим обязанностям всегда было самое добросовестное. Абай Гэсэр хубун говорит, что цена мужчины познается в деле, цена женщины - в шитье, если мужчина не добьется цели, то ему лучше изорвать свою одежду, если женщина не справится с шитьем, то ей лучше отрезать себе большой палец (М.Имегенов, с.102, 308).
Положительное отношение к своему делу, работе воспитывалось с детства. Скромность и сдержанность была всегда в почете среди народа. Готовность дать отпор врагу была естественным делом для народа. Несмотря на всю свою воинственность в час битвы, монгольские племена, как и все народы, стремились к покою и миру, меч обнажали только в силу необходимости для упрочения своих позиций. После победы над Лойр хара Лобсоголдоем Абай Гэсэр хубун говорит, что нельзя убивать его, иначе вода начнет высыхать, следовательно, и растительность - он ведь хозяин водной стихии. В этих словах слышится забота о природе, о родной земле. Он добавляет, что следует также уничтожить его коней, что и делает.
В тексте эпоса описаны различные похоронные обряды. Надевают на умершего имеющуюся хорошую одежду (из меха выдры и соболя), делают волокушу, седлают коня и приводят на поляну в лесу, среди сосен, вокруг умершего разжигают костер с четырех сторон и предают огню. Есть описание и других способов захоронения.
Эпос дает большой материал для обсуждения проблемы традиций бурятского народа. Помимо вышеупомянутых обычаев имеется богатый материал, связанный со сватовством, состязаниями, испытаниями, сборами, проводами и встречей невесты, с проведением тайлганов, других культовых обрядов, например, очищением, гаданием, воскурением, брызганием, призываниями; а также способом закалывания барана; играми; отношением к убогим, неказистым; ёхором.
Эпос показывает терпимое отношение к убогим, что связано, вероятно, с кармическими воззрениями о перерождении. Ярко обрисованы дидактические начала, отношение к природе, детям, родине, своим обязанностям.
Все привычки, обычаи, традиции бурятского народа овеяны благородством, демократичностью, осуждением недостойных поступков, особым вниманием к воспитанию детей, благоговейным отношением к природе, к родине.
На фоне традиций проступает образ главного героя, Гэсэра, который вобрал в себя лучшие черты своего народа. Он берется за трудные дела, почитает старших, уважает решение совета тэнгриев, человечен. Народ его уважает и любит, потому что он щедр и великодушен, не мстителен, справедлив и принципиален.
Персонажи эпоса характеризуются либо как положительные, либо как отрицательные герои. Естественно, в улигере нет сложного развития характера. Но все же хотелось бы вкратце остановиться на характере главного героя, так как он обрисован достаточно четко и ярко. Здесь мы даем лишь беглые штрихи к его портрету, косвенную его характеристику можно найти по всей работе, поскольку все повествование концентрируется вокруг главного героя.
Гэсэр достаточно уверен в себе, почитает старших, с уважением воспринимает решения совета тэнгриев, терпимо относится к некоторым их слабостям и ошибкам. Несмотря на свое высокое происхождение, он очень человечен, не любит выделяться среди других людей, живет как один из них, хотя четко осознает свое особое предназначение.
В то же время он волшебник и маг, обладающий сверхсенсорными способностями, но совершенно не кичащийся этими свойствами, выделяющими его среди простых людей. Он является символом красоты, как и должно быть в эпосе: все положительное - эстетично и прекрасно, все отрицательное - уродливо и безобразно. Народ его не только почитает и уважает, но и искренне любит. Он трудолюбив, обладает хорошими навыками практической жизни, хороший воин.
Когда на земле начались беспорядки, люди стали испытывать большие затруднения и совет тэнгриев стал упрекать в этом отца Гэсэра. Гэсэр пожалел своего старого родителя и, поскольку братья отказывались спуститься на землю для водворения порядка, вызвался сам.
Будущий Гэсэр не идет против решения совета тэнгриев, он считает его справедливым. На земле Бyхэ-Бэлигтэ рождается очень неприглядным ребенком на внешний вид. Свой своеобразный вид он объясняет миссией борьбы с врагами людей.
Бyхэ-Бэлигтэ, как хорошо известно, с детства отличался особыми способностями, совершил много хороших дел, при этом он проявлял чудесные свойства, которые помогали окружающим. Повзрослев, Нюhата-Нюургай превращается в крепкого, статного и сильного богатыря, приведенный в эпосе словесный портрет, по-видимому, следует воспринимать как символ мужской красоты эпического героя. Богатыри Гэсэра почитают его, радуются при встрече с ним. Он пользуется уважением и любовью всего народа. Его дядя Саргал-Ноён хан, известный праведными делами, очень уважает и почитает племянника, ласково привечает, угощает его на славу от чистого сердца.
В период, описанный в улигере, буряты уже занимались разведением домашнего скота. Гэсэр, как и другие герои эпоса часто выезжает на охоту, мотивируя это тем, что ему захотелось мяса дичи. Судя по его словам, в то время леса и горы были богаты дикими животными. Охота была одним из основных занятий бурят, обеспечивая их наряду с домашним скотом очень качественным по питательным свойствам мясом, что наряду с молочными продуктами, ягодами, сараной, щавелем составляло основную пищу бурят в те далекие годы.
Гэсэр управляет атмосферными явлениями, вызывает по своему желанию то жар, то холод, это позволяет причислить его к числу людей, обладающих необычными способностями, поэтому не напрасно в наши дни его называют "шаманом" в сфере простых людей.
Три мира подвластны Гэсэру. Происхождением своим он обязан Небу, живет на земле, спускается в подводное царство, что ассоциируется с подземельем, устанавливает контакт с его владыкой посредством женитьбы на его дочери. Охота значит для него, как и для его сородичей, очень много. Здесь приходит на ум предположение Роберты Амайон о том, что существует некая договоренность между охотником и духами животных, вследствие чего происходит как бы обмен, о котором речь пойдет дальше.
Р.Амайон пишет, что основа шаманизма в его архаической форме связана в большой степени с охотой. На охоте встреча с дикими животными, которых можно было бы легко и всегда добыть, непредсказуема. Шаманисты считают, что дикие животные и рыба, т.е. пища человека, обладают духовной сущностью. Обычно говорят о духах животных и душе человека, но их функции гомологичны. Поэтому необходимо договариваться с духами, чтобы иметь успешную охоту. Это становится обязанностью шамана. Необходимо "выудить" из духов животных их жизненную силу. "Захват" шаманом жизненной силы животных обуславливает "захват" мяса охотником. Но это не происходит безвозмездно. У духов можно брать только тогда, когда можно возвратить обратно, т.е. возможен лишь обмен. Эти два мира одновременно и партнеры, и пища один для другого. Обмен происходит в рамках альянса между двумя мирами. Чтобы иметь право на "захват" в мире духов животных, шаман должен взять там жену, т.е. быть мужем, а не похитителем. Этот альянс делает обмен производительным, берущий становится дающим. Управление этим обменом требует от шамана быть мужского пола, т.к. в этом альянсе шаман занимает позицию берущего жену.
Эта гипотеза весьма любопытна. В улигере о Гэсэре есть эпизод, где главный герой, разгневанный тем, что не может добыть даже мелкое животное в течение продолжительного времени, спускается в подводное царство. Там он женится на дочери хозяина этого мира, тем самым как бы восстанавливая свое право на добычу диких животных, без мяса которых буряты в то время обойтись не могли. Это повествование ведется, естественно, в сказочной манере, но в каждой сказке есть свой потаенный смысл, который исследователи и пытаются разгадать.
Абай Гэсэр хубун - великодушный и щедрый человек. Он заботится о благополучии своих людей и в больших, и малых делах. Абай Гэсэр славится как хороший исцелитель, владеющий знахарскими приемами.
Гэсэр не злопамятен, он великодушен. Он говорит, что не мстит врагу безоглядно, поскольку знает, что возмездие за содеянное настигнет его, так или иначе отвечать за зло придется всякому, кто того заслуживает. Шарайдских трех ханов он отпускает несмотря на совершенное ими зло, но грозно напоминает им о том, что они сделали, и берет с них клятву впредь не поступать подобным образом. Так, вероятно, ведет себя сильный и уверенный в себе человек.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.